Понедельник
29.04.2024
16:17
 
 
 
 
 
 
 
Приветствую Вас Гость | RSS Главная| Кваркуш: треугольник силы!| Мой профиль | Регистрация| Выход| Вход
Меню сайта
 
 

Вторая наша встреча с фондом «Нанук» состоялась на земле коренных манси – Кваркуше. Здесь, в этом горном крае манси пасли своих оленей, пока история не вписала новый виток в их жизнь. Теперь Кваркуш – заповедник памяти о манси. Закончились коренные жители в связи со смертью последних своих представителей. Осталась территория, где Земля и Небо сплетаясь воедино, дарят путнику Силу, территория, где ещё остались свои, мансийские боги и духи.

 

КВАРКУШ: ТРЕУГОЛЬНИК СИЛЫ

 

«Кто мы на этой земле?» – я думаю, когда приходит время, этот вопрос задаёт себе каждый человек, не взирая на национальность, религиозные устои, или уровень культуры. Поиск Себя, Бога, своего предначертания (если хотите – судьбы), – это у нас в крови. И это, наверное, правильно.  Это то, что интересует человека в первую очередь. А вот то  что стало с народом, жившим до него на этой земле, интересует не каждого, наверное, потому что это прошлое, не его прошлое, чьё-то… В принципе, это нормально. Мы редко бываем внимательны и чувствительны к чужой боли, а тут чья-то история… И без неё прожить можно. Вот и я думаю, что можно. Но нужно ли? Почему же тогда, когда в мою голову приходят вопросы о тех людях, что населяли эти земли до нас, русских, я начинаю искать ответы?

Внимая зову истории

Красива земля наша, до того красива, что порой обожжёт своей красотой душу человека, и тот становится совсем иным, нежели был, начинает понимать и любить землю эту, делая всё, чтобы и другие полюбили её тоже. Алексей Назукин поначалу, сколько я его помню, был обыкновенным человеком. Не в том смысле, что жил как штамповка, общим умом, да общей жизнью, нет, просто тогда его не трогали те проблемы, что сейчас. В общем, был он обывателем, таким, который сам себе на уме, пока не занялся фермерством. Уехав в верховья Яйвы, в деревню Шубино, где всё совсем по другому, нежели здесь, в Яйве, он по иному посмотрел на леса, поля, да на реку, и обжёгся. Обжёгся той красотой, которой богата земля наша. Это переменило всю его жизнь, перестал Алексей быть обывателем, начал бороться за землю. Ну а борьба, она бывает разной. Алексей, выбрал для себя не совсем обычный путь – сделав ставку в этой борьбе на детей. Ведь, как известно, хорошее, как и плохое запоминается на всю жизнь. Ну а когда человек детским ещё не замутненным ни чем взглядом посмотрит на те чудеса, что порой приводят в полный восторг даже взрослых, он остаётся навсегда с той землёй, что когда-то в детстве подарила ему чудо.

Алексею же земля дарила всё больше и больше откровений. Так пришли знания о Сибирской дороге построенной когда-то крестьянином Артемием Бабиновым. «Дорога, построившая Россию!» – так впоследствии назовут её учёные и исследователи. Но спроси в Яйве, и не только в ней, кого-нибудь – «Кто такой Артемий Бабинов?» – и в ответ многие лишь пожмут плечами.  Стал Алексей рассказывать о дороге, об иных памятниках древности земли нашей ребятам, ну, а, чтобы больше людей побывало на реке, и узнало об истории земли своей, организовал он автономную некоммерческую организацию «БЕРЕГИНЯ». Берегиня – от слова беречь, и правда организация Алексея Назукина бережёт. Бережёт землю свою, историю, детей. С недавней поры, АНО «БЕРЕГИНЯ» работает совместно с Пермским фондом «Нанук», во всём поддерживая проект, разработанный Надеждой Окороковой.

Давно это было. Тогда и леса были зеленее, да лесистее, реки были шире, да бурливее, люди были добрее, да справедливее, и царили на земле радость, счастье, да любовь. И вот тогда-то и пришлось Надежде Окороковой первый раз приехать в гости к малочисленному пермскому народу – манси. Приехать и встретиться с проблемой. Народ вымирал. Манси – коренное население наших земель вымирало, спиваясь, не оттого, что нечем заняться, а оттого, что их организм не переносит совершенно алкоголь. Мы, русские, с нашей привычкой пить по поводу и без, стали для манси такими же захватчиками, как и европейцы, ринувшиеся в только что открытую Америку за золотом. Если посмотреть на историю покорения белыми Америки, то у них политика спаивания коренных индейцев стояла, чуть ли не на первом месте, после тотального истребления. Так получилось и здесь. Поначалу, мы, русские, подвинули коренных манси в глубь тайги, потом, эти люди, ставшие нашими соседями, попробовав нашего самогона, начали потихоньку спиваться. Так получилось, что цивилизация, пришедшая к этим «детям леса», не пошла последним на благо. Манси начали исчезать, и этот процесс со временем приобрёл лавинообразный вид. Вот это и было той проблемой, с которой столкнулась Надежда Окорокова, объезжая стойбище, за стойбищем. Народ вымирал, и ни кому до этого не было дела. Не правильно это, не по-людски.

Шло время, а проблема всё набирала и набирала актуальность, и вот, чтобы хоть как-то можно было решить этот вопрос, был создан фонд «Нанук». На сегодняшний день, манси в Пермском крае осталось чуть больше двадцати. И если, через несколько лет, уйдёт на «Вечные пастбища» последний манси, то исчезнут и культура, и религия этого народа. Уже сейчас о культуре и религии этого интереснейшего, на мой взгляд, народа, становится известно очень мало. Мы не храним преданий соседского народа (свои бы собрать, да сохранить), вот на это и направлена работа фонда. Надежде очень хочется, чтобы проблему исчезновения манси осознали молодые, те, от кого в будущем будет зависеть, что о нас скажут другие люди – будем ли  мы Иванами не помнящими родства, или же наоборот, теми, для кого знать свою родовую историю до седьмого колена – это обыденность. Знать свою родовую историю до седьмого колена – это конечно похвально, ещё похвальнее, знать такую же историю своей страны, и  соседнего народа. Вот над этим и работает Пермский фонд «Нанук», запустивший нынче молодёжный мега проект «Пере Маа – наша древняя земля». Проект был поделён на три части (для удобства выполнения), первая его часть должна была пройти на плато Кваркуш, где последние манси пасли своих оленей, там, на плато собравшиеся должны были вести исследовательские и проектировочные работы по созданию проекта этноприродного парка.  Так же ребята должны были вести зелёное патрулирование, осваивать навыки мансийскоё жизни (охотиться, рыбачить, стрелять из лука, играть на национальных инструментах).

Вскоре, после двухнедельной жизни на Кваркуше, в конце августа должен будет состояться агит-бросок по местам связанным с угорским наследием. В Верхнечусовских Городках, Чусовом, Яйве, Кудымкаре будет поставлен чум, развёрнута этнографическая выставка, состоятся лекции по истории угорской истории края, театрализованные представления. У нас, в Яйве, состоится марш-бросок к деревне Шубино, где будет установлен памятный знак крестьянина Артемию Бабинову – основателю первой русской дороги  в Сибирь.

Завершится всё действо круглым столом с участием представителей законодательной и исполнительной власти, различных общественных организаций, и СМИ, где будут представлены результаты, и планы дальнейшего развития проекта. Но это всё в будущем, а пока мы с сестрой, согласившись представлять АНО «БЕРЕГИНЯ» в этом грандиозном проекте, собираем рюкзаки, для поездки на Кваркуш – где, по возможности, нас научат быть древними манси.
 
 
                                                                                           1         3
 
 
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
 
 
 
 
 
 
 
  Русский Прорыв

 

Статистика
Copyright MyCorp © 2024